Русские масоны. Какие тайны скрывает церковь иконы Казанской Божией Матери

В селе Ярополец Волоколамского района Московской области находится необычная дворянская усадьба, когда-то принадлежавшая графу Чернышеву. Усадьба хранит в себе немало загадок. И все же самым загадочным сооружением комплекс и по сей день считается церковь иконы Казанской Божией Матери. Уникальное сооружение, объединившее в себе храм и фамильную усыпальницу

Покоритель Берлина

Владелец имения граф Захар Чернышев вошел в историю России как покоритель столицы Пруссии Берлина. С 13 лет Чернышев был записан в гвардию, в 1748 году в качестве командира Санкт-Петербургского пехотного полка участвовал в походе русской армии на Рейн. Вскоре Елизавета Петровна удостоила Чернышева орденом Святого Александра Невского.

Командуя корпусом гренадеров, в кровопролитном сражении под Цорндорфом (1758 год) Захар Григорьевич несколько раз самолично водил солдат в атаку. А уже в сентябре 1760 года корпус Чернышева вошел в Берлин.

После вступления на престол Екатерины II покоритель Берлина был удостоен высшего ордена Российской империи – ордена Святого Андрея Первозванного – и стал верховным церемониймейстером торжественного обряда коронации.

Новое назначение

В 1773 году Чернышев был произведен в генерал-фельдмаршалы и назначен на пост генерал-губернатора Белоруссии, только что присоединенной к России. Имея своей целью связать крепкими узами Белоруссию с Россией, Захар Григорьевич с усердием принялся за новое дело. В 1780 году Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала фельдмаршалу: «Дороги ваши как сады. Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то не поверила бы».

В 1782 году Чернышев вернулся в Россию с новым назначением. На сей раз в качестве генерал-губернатора Москвы.

Посвященный

Будучи московским главнокомандующим, Чернышев являлся покровителем масонской ложи (в масоны граф был посвящен в одном из заграничных походов, между 1740 и 1750 годами). Генерал-адъютантом у него был видный масон Иван Тургенев. Известным масоном был и правитель его канцелярии Семен Гамалея – переводчик многих работ теоретиков масонства на русский язык. К ложе принадлежали адмиралы Грейг, Барш и Спиридонов, а также обер-прокурор Правительствующего Сената князь Гавриил Гагарин и самые богатые в то время люди России князь Черкасский и граф Строганов.

Русский Версаль

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Предполагают, что автором проекта был француз Жан-Батист Валлен-Деламот. Архитектор часто работал по заказам семьи Чернышевых (на счету Валлен-Деламота участие в проектировании петербургской Академии художеств).

Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Центр вселенной

Необычно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

Центром «вселенной» стал гранитный обелиск на главной парковой аллее, установленный в память посещения усадьбы Екатериной Великой.

Согласно старой русской традиции, вокруг графского дома был разбит парк. Прогуливаясь по его запутанным дорожкам, можно было открывать все новые и новые «земли». От «турецкой мечети» тропинка вела к «китайскому домику», а от него – к «античному храму».

Загадочная церковь

И все же самым загадочным сооружением усадьбы и по сей день считается церковь иконы Казанской Божией Матери. Уникальное сооружение, объединившее в себе храм и фамильную усыпальницу, было построено в 1780-1790-х годах. После смерти фельдмаршала достройкой грандиозного здания занималась его вдова, графиня Чернышева.

По одной из версий, автором проекта является зодчий-масон Василий Баженов, любитель таинственного, причудливого и странного. Другие источники приписывают авторство известнейшему русскому архитектору Матвею Казакову, построившему Дворянское собрание (известное нам как Колонный зал Дома Союзов) и здание Московского университета на Моховой.

Церковь Казанской Божией Матери обладает редкой, оригинальной архитектурой. Хотя церковью в привычном понимании православного культового сооружения это здание назвать трудно.

Усыпальница масона

Планировка и ориентация сооружения мало соответствуют культовому зданию. Храм имеет два симметричных крыла. Оба крыла объединены переходом, который одновременно служит вестибюлем.

Левая часть церкви служила как православный храм. А вот правый портал церкви, по мнению ряда историков, использовался как место для встреч масонской ложи. Об этом говорят планировка помещения и его украшения.

Пространство «масонской части» (ее еще называют помещением усыпальницы) разделено колоннами. Вместо купольного верха, как в левой части, здесь сделаны подвесные своды, придающие интерьеру сходство со светским залом. А фриз покрыт лепными орнаментами, изображающими сцены масонских ритуалов.

Ветвь акации использовалась во время обряда посвящения в масоны. Она могла быть либо изготовленной из золота, либо натуральной. Акация символизировала Солнце, жизненную силу и бессмертие.

Всевидящее око

Скорее всего авторство масонских интерьеров принадлежит Баженову. Ведь  именно с ним заказчик вел проектную переписку.

Но кто бы ни был зодчим, идеи, которые исповедовал заказчик, в своем творении мастер отразил. Даже снаружи церковь Казанской Божией Матери украшают масонские знаки и символы. Так, фронтон над входом в церковь венчает человеческий глаз в треугольнике – «всевидящее око» оккультизма, один из главных символов масонства.

Мраморная пирамида

Уже после смерти Чернышева в масонском зале была оборудована усыпальница графа. В полу установили съемную плиту, под которой начинался спуск в склеп, куда и был помещен гроб с прахом фельдмаршала.

Мозаичный пол символизировал переменчивый ход жизни, а отверстие в полу — упорство современных кладоискателей.

Над склепом и поныне имеются остатки монументального каменного надгробия, которое было сделано по эскизам еще одного масона – римского скульптора Александра Триппеля.

Довоенные фотографии и остатки надгробия позволяют реконструировать его композицию, основу которой составляла огромная пирамида. На ее фоне находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями, фрагмент колонны с саркофагом и мраморная доска с траурной надписью.

В верхней части пирамиды был укреплен мраморный медальон с профильным портретом Чернышева работы Шубина. Впоследствии этот медальон был украден.

Еще один из фрагментов надгробия – рельеф белого мрамора, на котором изображено прощание Чернышева с семьей, – сейчас хранится в Музее архитектуры и по праву считается одним из шедевров коллекции. В 1936 году (в эти годы в Яропольце размещалась детская колония) рельеф был снят с надгробия и перевезен в музей.

Мраморный блок с изображением (посередине) шлема с плюмажем, а по сторонам – Георгия Победоносца и герба Чернышевых.

«Срам» на могиле

В свое время с надгробием произошла странная, до конца необъяснимая история. Согласно проекту, по сторонам от пирамиды Триппель задумал расположить две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу, которые так и не были установлены. В силу каких-то причин памятник остался незакончен, хотя все части его были исполнены. На фотографиях 1936 года фигуры Славы и Печали можно увидеть в интерьерах дворца Чернышевых: они украшают один из парадных залов.

Возможно, заказчикам не понравились готовые скульптуры, привезенные из Рима, или, наоборот, понравились до такой степени, что стали украшением дворца.

По другой версии, недоделка стала следствием протеста местного духовенства против постановки на могиле двух полуобнаженных женских фигур…

Сегодня Славу и Печаль можно увидеть лишь на фотографиях. Но они не погибли в войну, как это принято считать. В военное лихолетье шедевры Триппеля уцелели, об этом свидетельствуют фотографии 1946 года. Как это часто бывало с предметами искусства у нас в стране, скульптуры куда-то исчезли в послевоенные годы.

На графских развалинах

Сегодня Казанская церковь гибнет. До 1966 года она была действующей, затем ее закрыли, решили отреставрировать, но дело до конца не довели. Сегодня из-за сырости интерьеры практически утрачены. Обрушились галереи. Сгнили деревянные колонны. Вот-вот рухнут перекрытия. Протекающая вода губит лепнину. В усыпальнице упали несколько деревянных колонн, и их заменили подпорками.

Еще в середине 1980-х годов иконостас сохранял значительные фрагменты деревянной резьбы. Все это постепенно растащили, а в 2002 году с гробницы был похищен и мраморный барельеф фельдмаршала…

Таков бесславный конец единственного известного в России масонского храма, в котором когда-то вершились судьбы страны.

 

Русские масоны. Какие тайны скрывает церковь иконы Казанской Божией Матери: Один комментарий

  1. Добрый День, сейчас, мы — «потомки» раскиданы по всему миру :кто в Англии кто Во Франции, в Америке…, а я в СПб, моя ветка идёт по Захару. Фамилия Чернышев изначально была Счеринаскай = Чернеский, затем разделилась на два окончания — ове и ева. Тот брат что остался (в средние века) в Краине (теперешней украине) стал называться Чернышов, а тот который перешел к Ивану Грозному — стал называться — Чернышев итд….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>