Бесславный конец большого танка

Мировые войны порождают и гигантские проекты. В одном из прошлых номеров мы рассказали, как в канун Первой мировой войны конструкторы европейских держав создали огромные пушки, стрелявшие через стратосферу. Затем к суперпушкам присоединились супертанки. Первый гигантский «сухопутный броненосец» построила Франция 

Бронированное пугало

В 1919 – 1923 годах французы выпустили десять тяжелых двухбашенных танков 2С. Дожив до Второй мировой, они погибли без боя во время перевозки по железной дороге – эшелон разбомбила немецкая авиация.

Танковая гигантомания не обошла и Германию. Более того, вскоре немцы стали «законодателями мировой милитаристической моды». Так, в 1933 году немецкой фирмой Rheinmetall были построены две машины, получившие имя Neubaufahrzeug. На фоне своих собратьев они выделялись не только размерами, но и наличием сразу трех башен. Наличие трех «голов» пояснялось просто: при прохождении через линию обороны нужно было вести огонь одновременно по нескольким целям, в том числе находящимся по бокам и даже позади танка.

Впрочем, немецкие Neubaufahrzeug имели не менее бесславный конец, чем их французские собратья: один из них застрял в болоте во Франции и был взорван своим экипажем, другие использовались для запугивания населения покоренных стран, пока не пошли на слом.

Попытку вооружить свою армию многобашенной стальной махиной в 1920-е годы сделала и Великобритания, однако ее Vickers A1E1 Independent не прошел дальше испытательного полигона. Англичане остановились вовремя – словно предчувствуя их печальную судьбу. 

«Царь-танк»

А вот в СССР многобашенными танками увлеклись не на шутку. Самой тяжелой и мощной предвоенной машиной СССР стал пятибашенный танк Т-35. Причем практически все эти танки были потеряны в первые дни войны.

Началась же их история в 1931 году, когда Управление моторизации и механизации РККА заказало конструкторскому бюро Ленинградского завода «Большевик» тяжелый танк прорыва, получивший обозначение Т-35. Спустя несколько лет начался выпуск его модернизированного варианта Т-35А.

Это был самый большой серийный танк в мире:7,4 мв длину,2,87 мв ширину и2,65 мв высоту. Гусеницы охватывали корпус почти на двухметровой высоте. Наверху грозно высились целых пять башен. В главной размещались 76-миллиметровое короткоствольное орудие и пулемет, там же было и место командира танка. Спереди и сзади от главной находились две пары башен поменьше – в артиллерийских установили 45-миллиметровые пушки, в стрелковых – по одному пулемету. Еще один курсовой пулемет стоял в лобовом листе корпуса. Боевое отделение было разделено на три не сообщающихся между собой отсека – ради усиления живучести в случае попадания снаряда. Авиационный двигатель М-17 Мощностью 500 л. с. разгонял танк до скорости 30 км/ч.

Гроза парадов

Этот «Царь-танк» был главной изюминкой военных парадов на Красной площади в 1930-е годы. Махина вселяла в советских граждан уверенность в скорой победе над мировым империализмом. Однако при всем своем грозном виде Т-35 обладал массой недостатков, которые оказались для него роковыми.

Вечером 21 июня Восьмой мехкорпус, который был укомплектован Т-35, подняли по тревоге. Войну танкисты встретили уже на ходу – корпус направился в район Дубно, где развернулось грандиозное танковое сражение. Но поучаствовать в нем и геройски погибнуть смогли лишь несколько машин. Дороги Украины – не Красная площадь. По пути к месту сражения практически все Т-35 банально сломались или застряли в глубоких лужах и были оставлены своими экипажами…

Впрочем, в бою у них было немного шансов. Огромные многобашенные машины служили идеальной мишенью для противника – и потенциальной братской могилой для своего экипажа. Первые же бои показали, что будущее за танками классической конструкции, обладающими хорошей скоростью, проходимостью, вооружением и защитой.   

180-тонный «мышонок»

А вот немецкое военное командование до конца войны не теряло надежды на то, что некий непобедимый, сверхмогучий «чудо-танк» изменит положение на фронтах. И в начале 1944 года на испытания вышел стальной монстр с довольно странным для своих размеров прозвищем Maus («Мышонок»).

Длина корпуса этого танка достигала 9 м, высота –3,6 м, а мощная броня (до 200 мм) стала причиной того, что 180-тонная машина не могла переехать ни через один мост. Впрочем, управлялся «Мышонок», по отзывам испытателей, куда проще и легче, чем серийный немецкий Т-IV. А два орудия в башне (калибром 128 и 75 мм) обещали стать мощным оружием, способным справиться с любыми танками противника.

Увы, дальше испытаний дело не продвинулось. В конце войны два «Мышонка» были захвачены советскими солдатами, и позднее один из них занял свое место в танковом музее в Кубинке – там его можно увидеть и сегодня. Другой «чудо-танк» проекта Е-100 (он был легче «Мышонка на 40 т) попал в руки англичан.

Не обошлось при создании супертанков и без курьеза. Судите сами: проект инженеров фирмы «Крупп» P-1000 предполагал создание самого настоящего линкора на гусеницах («фюрер-панцера») – массой около 1000 т и длиной 35 м! Вскоре появился и еще более масштабный проект массой полторы тысячи тонн – P-1500.

Однако все эти проекты так и остались на бумаге…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>