Исчезнувший идол. Легенда о «Золотой бабе»

Легенды о сказочных богатствах Севера стали проникать на Русь еще в XI столетии Побывавшие в Югре, «за Камнем» – за Уральским хребтом – рассказывали про обилие в тамошних краях серебра и пушнины, о том, что там даже «тучи разряжаются не дождем или снегом, а белками и оленцами». И еще рассказывали о том, что в приуральских лесах люди поклоняются «Золотой бабе» – статуе Великой богини Севера, отлитой из чистого золота

Странные звуки

Слухи об этом «великом кумире» проникли на Русь еще в конце XIV века. В 1398 году русский летописец, сообщая о кончине Стефана Пермского, писал, что святитель жил среди язычников, молящихся «идолам, огню и воде, камню и «Золотой бабе»…

В послании митрополита Симона пермякам в 1510 году также упоминалось о поклонении местных племен «Золотой бабе».

В конце XV века сведения о «Золотой бабе» достигли Западной Европы. Польский путешественник Матвей Меховскии в 1517 году сообщал: «За землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию находится большой идол Ziota baba, что в переводе означает золотая женщина, или старуха. Окрестные народы чтут ее и поклоняются ей. Любой, проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует ее с пустыми руками и без приношений. Даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстинку и, благоговейно склонившись, проходит мимо». Австрийский посол Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах, записал, что за Уралом стоит идол «Золотая баба» в виде старухи, которая «держит в утробе сына и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук». Сам Герберштейн «Золотую бабу» не видел и видеть не мог – ее вообще вряд ли видел кто-либо из европейцев – но он подробно записал рассказ о ней. В частности, посол упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние «Золотой бабы» в ее святилище.

«Будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб»…

Легенда о «Золотой бабе»

По следам золотой бабы

Знаменитого сибирского идола пытались разыскать еще новгородцы, которые во время своих походов на Югру охотно грабили языческие святилища. Интересовались «Золотой бабой» и казаки Ермака. Они впервые узнали о «Золотом идоле» от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ.

Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся идолу – «богу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».

Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола Вторично казаки услышали о «Золотой бабе», когда попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище и где регулярно совершалось «жрение» и был «съезд великий». Здесь же находилась тогда главная святыня сибирских народов – «паче всех настоящий кумир зде бо», однако ермаковцам не довелось его увидеть – при их приближении жители спрятали «болвана», как и всю прочую сокровищницу – «многое собрание кумирное».

Казаки расспрашивали остяков о «Золотой бабе» и выяснили, что здесь, на Белогорье, «у них молбище болшее богине древней – нага с сыном на стуле селящая».

Сюда же, в Белогорское святилище, вскоре принесли и положили к ногам «Золотой бабы» снятый с погибшего Ермака панцирь – подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели.

От Перми до Таймыра

Все исследователи загадки «Золотой бабы» неизменно обращают внимание на перемещения ее святилища. Северные народы опасались, что идол попадет в руки христиан, и маршрут «Золотой бабы» полностью совпадает с направлениями распространения русской колонизации.

Первоначально, во времена Стефана Пермского (конец XIV века) «Золотая баба» находилась в святилищах к западу от Урала. После похода русских войск в Пермь Великую в 1472 году, когда пермские земли официально были присоединены к Москве, лесные волхвы вынуждены были прятать кумира то в пещере на реке Сосьве, то в дремучем лесу на берегах Ковды.

Затем она очутилась уже за Каменным поясом, в обском Лукоморье. После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре…

Надежно упрятанные

Кого из языческих богов олицетворяла «Золотая баба»? По одной из версий, речь идет об уфо-финской богине Юмала. Английский историк Д. Бэддли отождествлял «Золотую бабу» с китайской богиней Гуаньинь. А в начале XX века Н. С. Трубецкой отождествил «Золотую бабу» с обскоугорской богиней Калтащ (Калтащ-анки у хантов, Калтащ-эква у манси) – «божественной женщиной», «божественной матерью», богиней, дающей человеку душу, покровительницей жизни, деторождения, продолжения рода.

В руках Калтащ продолжительность жизни и предназначение человека, она покровительствует женщинам во время беременности и при родах. «В небе главные – Калтащ-анки и Мир-ванты-ху», – считали ханты и манси. Таинственная «Золотая баба» до сих пор составляет одну из загадок истории. Рассказывают, что она надежно спрятана в подземной сокровищнице и секрет ее местонахождения передается из поколения в поколение хантскими шаманами вместе с древними тайными знаниями их народа.

А вместе с идолом хранится и стальная, окованная золоченой медью кольчуга покорителя Сибири…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>